Специальные возможности
Фото: архив «МП»
На этой неделе, 17 апреля, исполнилось 75 лет со дня рождения живописца из Усть-Омчуга Евгения Мелешкина (1949-1996).
Любовь к творчеству и подлинный талант помогли ему стать одним из немногих профессиональных художников колымской глубинки. Ранее «МП» уже сообщала, что к юбилею в модельной библиотеке Усть-Омчуга открыли выставку (12+) работ Евгения Васильевича. В эти дни, любуясь картинами, его вспоминают старые друзья, а совсем юные тенькинцы только приобщаются к творчеству земляка, которым могут гордиться.
Фото: архив «МП»
На золотую Теньку Евгений Мелешкин приехал в 1976 году после художественного училища в Воронеже. Первое время жил и работал в Омчаке, затем переехал с семьей в районный центр, где организовал детскую художественную школу. С 1977 года регулярно участвовал в выставках. Его работы представляли в разных уголках нашей страны – от Магадана и Владивостока до Москвы и Ленинграда, а позже картины тенькинца увидели в Нью-Йорке и Анкоридже.
В Усть-Омчуге, помимо упомянутой художественной школы, живописец отметился проектом Аллеи Славы, посвященной вкладу тенькинцев в победу в Великой Отечественной войне. Также его руками оформлены настенные росписи в здании Дома культуры.
Одним из друзей Мелешкина был магаданский писатель Валерий Фатеев, который помнит, как познакомился с художником еще в 1976 году.
- Он предпочитал акварель, хотя работал углем, сангиной. По характеру Женя был взрывным, человеком настроения, а акварель, где все зависит от первого главного мазка, как нельзя лучше отвечала ему. Но чтобы добиться этого, приходилось делать эскиз за эскизом. В зависимости от результата им овладевала то эйфория, то мрачная депрессия, и он доходил до отчаяния. Говорил: «Все, выработался. Ничего не получается!». Но больше оснований было для эйфории. Через год Женю пригласили работать в Усть-Омчуг. И скоро вместе с молодой женой Наташей - тоже художницей - они отмечали новоселье. Потом его работы о людях Теньки прошумели на областной выставке и получили признание: Евгения приняли в Союз художников СССР.
Надо было знать, как удивлялись этому жители Усть-Омчуга, ведь человек, которого они видели в поселке каждый день, получил всесоюзную известность. Председатель Магаданского отделения Союза художников СССР Лариса Тимашова в одной из публикаций «МП» отмечала главные черты творчества одаренного и перспективного автора.
- Раздумчивость, поэтичность, глубина проникновения в мир своих героев и человечность отличают Евгения Мелешкина. Зрители отмечают особенный почерк живописца - чуть с грустинкой и нежностью к людям, к скромной северной природе... - писала Лариса Тимашова.
Фото: архив «МП»
Говорят, в его мастерской все было заставлено работами, они висели на стенах, стояли на диване и столе, занимали большую часть пола. Молодые и иссеченные морщинами лица людей, сопки и серебро перекатов снега, упрямо пригнувшиеся навстречу пурге деревья и небо осеннее, в тревожных валах облаков, летнее, как легкая, выгоревшая голубизна, зимнее, как блеск стали. Кажется, исчезает потолок, стены расступаются, и перед тобой громадное пространство с тревогами и радостями, тайнами и откровениями - таков мир, созданный кистью этого человека.
Как отмечает много лет проработавшая в библиотеке Усть-Омчуга Майя Минчук, мастер тонко чувствовал природу и своеобразно запечатлел ее в акварелях. По ее словам, придя на первую выставку, неискушенные в живописи зрители по наивности сравнивали работы Мелешкина с искусством фотографии.
- В объективе фотоаппарата все преломляется в линзах, а в душе художника результат, неожиданный для зрителя. В поселке до приезда Мелешкина интереса к живописи ни у кого не возникало, но, когда он представил портреты редактора тенькинской газеты Федора Безбабичева, юриста Василия Гарагули, проходчика Михаила Дмитришина, все изменилось! - вспомнила Майя Минчук.
Кстати, на выставке был и ее портрет в цыганском костюме на фоне балка. Автор запечатлел ее в наряде, который был ей очень к лицу. Так северянка выступала на концерте.
Утонченную душу Евгения Мелешкина ранили взрывы, доносившиеся с золотых полигонов днем и ночью. Ядовитые отходы хвостохранилища попадали в живописную речушку Омчак. Художник сокрушался, что от прогресса природе было больше вреда, чем пользы. Это ранило его до глубины души.
Фото: архив «МП»
Валерий Фатеев написал в память об ушедшем друге рассказ «Черная акварель» (12+), в котором с болью отметил признаки надвигающейся трагедии.
А дело было так, срочно потребовался для красного уголка райкома партии портрет Владимира Ленина. Мелешкин взялся за работу и практически за несколько дней завершил ее. Но вечером в мастерскую заявились гости из Магадана - поэт Михаил Эдидович вез агитбригаду по трассе. Понятное дело, зашли к художнику, веселились всю ночь, а утром ему надо было сдавать работу. Евгений Васильевич вручил инструктору райкома партии картину, завернутую в бумагу. Тот пошел с ней в кабинет начальника отдела пропаганды и агитации, правда, перед этим решил взглянуть на работу. Портрет был написан безукоризненно с точки зрения профессиональной. Но когда взгляд основателя нашей партии встретился со взглядом партийного работника, тот чуть не упал в обморок.
- Глаза Ленина были пьяными. В адрес Мелешкина летели слова гнева, многие хохотали, приговаривая: «Это ж надо суметь так нарисовать?» Но кончилось тем, что окончательно протрезвевший художник после обеда привел в порядок картину. Тогда первый секретарь Теньки Виктор Целых был человеком с юмором, к тому же таланты ценил и поощрял. И прощать тоже умел, — рассказал Валерий Фатеев.
Евгений Мелешкин был знаменит, купить его работу считалось престижным. Как человек щедрый, раздаривал их друзьям, не было недостатка и в заказах по оформительской линии. Была творческая поездка от Союза художников в Дом творчества художников «Старая Ладога», а это высокая ступень мастерства.
Тайны взаимодействия полотна и кисти открылись художнику во всей полноте. Разбавленные водой краски, обнимаясь с текстурой бумаги, давали нужную гамму. И он сам, пораженный красотой акварели, долго вглядывался в картины, шаг за шагом восстанавливая свои действия. Акварелистов, равных Мелешкину, во всей области не было.
Последние две акварели жена Наталья Ивановна назвала «Озеро волнения» и «Костер осени». Чистые грустные тона и обреченная прощальная нота... Через несколько месяцев Евгения Васильевича не стало.
- Какой мастер ушел, ведь он открыл дверь в самую тайную мастерскую природы и тут же захлопнул, - с грустью констатировал возглавлявший тогда областное отделение Союза художников России Валерий Цирценс.
Евгению Васильевичу было всего 47 лет. Похоронили его на поселковом кладбище в Усть-Омчуге, рядом с аэродромом. Он часто бывал на нем. Любил рисовать оттуда сопку Геркулес и сам поселок. Друзья и жена памятником ему поставили громадный камень из Детрина, на котором вытесали кисти художника и портрет.
Марина ПРАСКОВА
Ссылка на оригинал статьи:
Возрастная категория материала: 12+